Древняя мозаика: создание материала в Византии, Флоренции, Риме, Венеции

Флоренция, Рим, Венеция, Византия — эти города стали прародителями техники исполнения мозаичных панно. Каждая из техник имеет свои особенности. Образы, созданные с их помощью, являются шедеврами, классикой жанра. Руками древних мастеров созданы высокохудожественные объекты, которые не утратили свою привлекательность даже спустя века. Все школы уникальны, но есть нечто общее, что характерно для каждой из них — работа с подготовленной поверхностью. Рисунки составлялись из самых разных материалов — в ход шла смальта, камни, керамика, деревянный шпон.

Содержание:

  1. Начало
  2. Византийская мозаика
  3. Флорентийская мозаика
  4. Римская мозаика
  5. Венецианская мозаика

Начало

Первое упоминание о мозаике датируется временами шумерского царства. Первая древняя мозаика была ничем иным, как кусочками глины, обожженной в печи. Основой служила глиняная поверхность, но только не обожженная. Для первых мозаик использовали конусные глиняные детали с окрашенными концами красного, черного и белого цвета.

Древняя мозаика

Искусство укладки мозаики, которым в совершенстве владели древнеегипетские мозаисты, заключается в использовании полудрагоценных и драгоценных камней, слоновой кости, ценных пород дерева. Места применения были самыми разнообразными.

Мозаика служила украшением мебели, предметов быта, одежды фараонов. В качестве инкрустации для знаменитого трона Тутанхамона также была выбрана мозаика.

Византийская мозаика

Первая византийская мозаика появилась в 3-4 веке нашей эры. А вот самый расцвет этого ремесла случился в 6-7 и 9-14 веках н.э. Материал и работа были очень дорогими, поэтому позволить себе такую роскошь могла только католическая церковь.
До наших дней дошли мозаичные панно, которыми украшены итальянские храмы(Равенна, Монреаль, Чефалу) и турецкие храмы Стамбула. Рисунки были выполнены на основе библейских сюжетов.

Мозаика Византии является своеобразным эталоном, который отличается высокохудожественным исполнением. Точность изображения, работы выполнялись на больших полотнах, с учетом эффектности масштабного изображения, рассчитанного на расстояние до зрителя и его расположение. Рисунки имеют свою отличительную особенность — каждый изображенный объект имеет свой контур. Этот прием использован для того, чтобы каждый элемент выделялся на общем фоне, причем на достаточно большом расстоянии.

Фон зачастую был светлым, золотистым.

Особенность древней мозаики от византийских мастеров в том, что все пропорции соблюдены достаточно точно, особенно это касается рисунков с человеческими телами. Сам рисунок получался объемным, но этот эффект теряется из-за присутствия контура. Древние мастера работали с цветным стеклом — смальтой. По технологии, чтобы получить нужный цвет, необходимо добавить до стекла оксид металла. Уже в те времена научились получать самые разные оттенки, которых насчитывалось несколько сотен.

Сырье для производства мозаики в то время было очень дорогим. Чтобы создать нужный рисунок, требовалась смальта с добавлением золота, меди, ртути. Характерная особенность технологии — очень плотно расположенные пластины квадратной или другой формы, а еще их набирали непосредственно перед укладкой. У готового панно неровная поверхность и присущий ей блеск.

Флорентийская мозаика

Название мозаики из Флоренции Pietra Dura переводится как поделочный камень. Очень сложная, уникальная манера исполнения в сравнении со всеми известными. Искусство уходит корнями в далекое прошлое и основывается на применении каменных пластин.
Пик популярности флорентийской мозаики пришелся на 16-19 век. В самом конце 16-го века во Флоренцию прибыли миланские мастера, которые умели работать с камнями и создавать различные изделия. В Милане в те времена это ремесло процветало под покровительством семьи Медичи — первыми создателями мастерских, а впоследствии и заказчиками их продукции.

Флорентийская школа отличалась своими особенностями:

  • Использование полудрагоценных камней. Панно создавались из тигрового глаза, аметиста, малахита, лазурита, гематита, яшмы, мрамора, авантюрина, горного хрусталя, агата, халцедона.
  • При проектировании картины учитывали особенности фактуры и натуральный узор камня.
  • Плитки не имели классическую прямоугольную форму.
  • Фрагменты мозаики укладывались максимально плотно, чтобы не было зазора.
  • Эта техника позволяла украшать не только стены, но и мебель, шкатулки, шахматные доски.
  • Исполнение было по истину филигранным, сложным, с реалистичной композицией, будь то натюрморт, пейзаж или аллегорическая сцена.

С флорентийской мозаикой в России познакомились еще в середине 18-го века. Для русских мастеров освоение техники не стало большой премудростью, и вскоре они могли достойно конкурировать с итальянцами. В Советском Союзе в таком стиле были декорированы станции на метрополитене, хотя изначально его использовали для создания панно небольшого размера.

Римская мозаика

Мозаика древнего Рима послужила базой, которую успешно применяло не одно поколение мастеров. Хотя, справедливости ради, нужно заметить, что римляне позаимствовали методику у греков. Работали они со смальтой или мелкими натуральными камнями, квадратной или прямоугольной формы. В технике римской мозаики декорировались полы и стены в самых разных помещениях.

Следы самой древней мозаики нашли на о.Делос в Греции. Дата — 2-й век до нашей эры, выполнены в виде геометрических орнаментов из необработанного камня. На более поздних образцах изображены животные и люди.

Самые популярные техники:

  • Opus tessellatum, работа выполнена тессерами — каменными осколками, размером больше 4 мм;
  • Opus vermiculatum использовали тессеры размером меньше 4 мм, с помощью которых прорисовывали небольшие детали;
  • Opus sectile — сочетание крупных и мелких пластин;
  • Opus regulatum, формирование картины кусочками одного формата, уложенными в ровные линии.

Особенности римского стиля в мозаике:

  • Использование светлого фона, созданного хаотичным набором камней.
  • Формирование декоративных элементов более мелкими камнями.
  • Цветовую палитру ограничивала только платежеспособность заказчика. Чем богаче, тем разнообразнее цвета и совершеннее искусство выполнения.

Древняя мозаика

Венецианская мозаика

Венеция ассоциируется с искусством, а искусство с Венецией. Именно в этом славном городе создали свою, собственную школу мозаичного искусства. И дело нашло своих поклонников, потому что до нашего времени дошли храмы, которые имеют отделку в стиле венецианской мозаики:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

На технику исполнения местных мастеров большое влияние оказывали византийские и романские традиции, что отразилось в манере:

  • Люди поражают тяжеловесностью фигур и однообразием лиц.
  • Яркий акцент поставлен на линейной стилизации, особенно бросающейся в глаза когда пытаются передать объем и перспективу.
  • Заметное преобладание темных тонов в цветовой палитре.

Терраццо — так называют современную венецианскую мозаику. В ее основе — работа с цементными смесями и инертными материалами, к которым можно отнести каменную крошку, фрагменты гранита, битое цветное стекло.

Наверное трудно не согласиться с мыслью, что панно из мозаики является доминирующим элементом при создании интерьера. Причем не зависимо, в какой технике оно выполнено. И сюжет и цветовую гамму можно смело назвать основой дизайна в помещении.

Оставить комментарий